«Хрустальный» (2021) сериал
«Ты уедешь, а нам здесь жить»
(фраза из сериала)
«— Всё ругаетесь с Генкой? Жаль… Я бы хотела, чтобы вы помирились.
— Зачем?
— Всё-таки братья, семья.
— Знаешь, это какая-то общая ложь про семью. Родственники всегда ненавидят друг друга, всегда! Мы убийц ищем в первую очередь среди самых близких: мать, отец, брат, муж. Мир можно найти только с другими людьми, теми, кого не знаешь, пока они чужие.»
(цитата из сериала)
Как же полюбилась отечественным киноделам мысль, что поймать маньяка под силу лишь такому же маньяку! С завидным постоянством истории о подвигах полицейских, которые благодаря приобретённой способности мыслить категориями маньяков и поступать соответствующим образом, демонстрируются зрителям в фильмах и сериалах. В таких условиях даже ставшая банальной полицейская фраза «я тебе помочь хочу», применяемая главным героем на допросах свежеизловленных душегубов, начинает играть новыми красками. А что уж говорить о надоедливых штампах и въевшихся в сознание потребителя жанровых клише, коими изобилуют подобные экранизации, тут этого добра вагон и маленькая тележка. «Мы дадим стране угля», и далее по тексту.
Сериал, если я правильно понял, сделан по заказу какого-то там стримингового сервиса от МТС с целью привлечения новых пользователей. Дмитрия Нагиева, который часто мелькает в рекламных роликах этого ОпСоСа, бюджет картины потянуть закономерно не смог, тут ведь не тридцать секунд кривляться на камеру нужно, а десять раз почти по часу. Поэтому лица на экране практически сплошь новые и массовому зрителю незнакомые, но я бы не назвал это таким уж большим недостатком. Шрайбер, Куличков и Васильев — вот, пожалуй, и окончен расчёт приглашённых звёзд сериала «Хрустальный», многие и этим похвастаться возможности не имеют. Посмотрим, что получилось на этот раз.
Лучшую ищейку на маньяков Сергея Смирнова (в девичестве Пронченко) отправляют в командировку в Хрустальный, где найден изуродованный труп мальчика. Когда-то давно Сергей родился и вырос в этом городе, но пережитые в детстве страх и ненависть вынудили его уехать в Москву, сменив фамилию и постаравшись вытравить из памяти всё и всех. Местной полицией сейчас заправляет родной брат Сергея, Геннадий Пронченко, который после смерти их матери ушёл в религию и пытается построить образцовую семью. Ещё в Хрустальном есть свой «ночной смотрящий» по кличке Барс, которого с Сергеем связывают травмирующие психику воспоминания, и назначенный свыше мэр, который особо не засветился вообще нигде. Да и маньяк, судя по всему, тоже из числа местных обитателей.
Дети пропадают уже не в первый раз, только раньше политические игры власть имущих повелевали спускать всё на тормозах, чтобы в центре не прослышали. В данном же случае, найденный труп так некстати совпал по времени с открытием городской плотины, которая обязана привлечь в город инвесторов и обеспечить всех заинтересованных лиц сохранением занимаемых ими должностей на перевыборах. Сергею на эти подковёрные игры плевать, как и на большинство жителей ненавистного ему поселения, поэтому он закономерно с головой уходит в поиски маньяка и разухабистый запой. Скелеты из шкафов выглядывают ужасающие своей циничной простотой, но преступник должен быть пойман любой ценой, ибо так повелел губернатор.
Интересно, автор сценария и режиссёр вообще в курсе, что изображать слуг закона в столь неприглядном ракурсе является уголовным преступлением и чревато досрочным закрытием всего этого балагана за решётку? Сейчас на полицейского нельзя даже посмотреть косо, а тут в сериале главный положительный герой городской жандармерии кто? Правильно — переживший групповое изнасилование в детстве, с напрочь разрушенной психикой и многократными суицидальными попытками в анамнезе, страдающий алкоголизмом деструктивный маньяк. И это лучший полицейский в сериале, обладатель многочисленных наград на выставках служебного собаководства! Его в командировки по областям отправляют опытом делиться и местных заброшенок с прицепами осеменять по возможности.
Что уж говорить о менее удачных плодах кровосмешения, которые почему-то в сериале тоже носят погоны. У зрителя создаётся впечатление, что эти способны лишь беззащитных арестованных избивать, шпионить за присланным из столицы «гасконцем» по заданию местного серого кардинала и многозначительно пыхтеть. Я не спорю, получилось вполне правдиво, я сам работу подобного биомусора наблюдал неоднократно, только зачем сор-то из избы выносить? Режиссёр сериала наснимает и уедет, а полицейским оставаться жить в этой реальности, продолжать сопеть, пердеть и сглатывать. Обидно, наверное, тут и до психотравмы рукой подать.
Пид*расов, для которых что мальчика изнасиловать, что девочку, хватает в любой стране мира и при любом политическом строе. Заметьте, я сейчас говорю не о гомосексуалистах или других представителях опальных меньшинств, о нет! Я говорю именно о тварях, походя ломающих жизнь маленькому человеку лишь с целью самоутверждения или от банальной скуки, которая насквозь пропитала весь Хрустальный. Человек достаточно быстро опускается по эволюционной лестнице до обезьяны, в стаях которых групповые изнасилования и ритуальные убийства слабых особей являются излюбленным послеобеденным развлечением. Насквозь коррумпированная верхушка власти и романтизация уголовных ритуалов ещё не к таким последствиям способна привести, зря что ли человек является наивысшим разумным существом на планете.
Гомосексуалисты в таких странах ведут преимущественно норный образ жизни, выход на поверхность для них чреват изнасилованием во имя справедливости и ради сохранения вертикали власти. А вот к стоящим у руля и твёрдой рукой торящим курс к счастливому будущему стоит присмотреться повнимательнее. Если человек часами говорит о семье и нравственности, об устоях и скрепах, о вере и духовности, то это значит, что его подпольную порностудию пора закрывать. С моей точки зрения, сериал не пытается разжигать ненависть или призывать к насилию над и без того униженными, тут каждый сам вправе сделать выбор. Но и показанного на экране с лихвой хватит для того, чтобы задуматься над своей ролью в этом мире и провести диалог со своей совестью на повышенных тонах.
Сериал местами даже неплох, гнилой провинциальный мирок, переполненный злобой и ненавистью, показан правдиво и отчётливо. Игра актёров хороша, главному герою веришь и даже хочешь порой сопереживать. Конечно, вторичность никуда не девается, но если не обращать пристальное внимание на ставшие уже эталонными сюжетные ходы, то вполне можно перетерпеть все десять серий. Скучновато, предсказуемо и местами притянуто за уши — да, всё так и есть. Только вот учитывая отсутствие качественного контента, даже такой сериал кому-то покажется интересным и захватывающим зрелищем. Просто все мы как ни странно разные, поэтому проявлять терпимость друг к другу необходимо, хотя бы для сохранения в обществе порядка, так ведь, Барс? А попытавшихся взлететь личностей не грех и опустить, нам ведь ещё потом тут жить. Тяжёлый фильм, но просмотра заслуживает однозначно.
Интересный факт
«Хрустальный» — один из первых оригинальных сериалов нового онлайн-кинотеатра KION.
Моя оценка: 8 из 10