«Ласт квест» (2023) сериал
«— Где мой сын?
— Он разве нужен тебе? Разве его ты ищешь по ночам в лесу под деревьями? Ты же ищешь свой «рай» в пакетиках, которые я разбросал для тебя, как куриный корм. Ты землеройка, лох. Ни сын, ни семья твои тебе не нужны. Тебе нужен я.»
(цитата из сериала)
«— Я ещё раз спрашиваю: где мой сын?!
— Старичок, у тебя, однако, уже флипаут, походу. Тебе завязывать пора. Ты чё, весь ворованный килограмм за раз снюхал?
— Мне не нужен ваш килограмм. Отдайте мне ребёнка и я всё верну!
— У тя реально кукуха отлетела, тебе лечиться пора! Хочешь, подлечу?.. Где ты ребёнка видишь?»
(диалог из сериала)
Так уж вышло, что всю получаемую мной информацию я пропускаю через себя, через своё отношение к миру и происходящим в нём событиям, экстраполируя свои чувства и эмоции на источник информации и частенько испытывая эмпатию к действующим лицам. Странное поведение для русского, верно? Окружающие меня особи тоже так считают и начинают подумывать, как лучше будет меня изничтожить на потеху публике и во имя великой цели, но сейчас не об этом. Недавно увиденный мною сериал «Ласт квест» я тоже оценивал в двумерной системе координат, где по оси абсцисс откладывал эмоциональное впечатление, а по оси ординат отмечал аналогии с творящимся за моим окном пи*децом. Понимаю, что такой способ страдает угловатостью и прямолинейностью, не свойственным нашему обычному восприятию многогранного или даже бесформенного мира, но — так захотел. Хочу заметить, что такое нарочитое упрощение подхода к оценке часто имеет право на существование, особенно если речь идёт о примитивном или невысокого качества продукте. Да, сериал мне скорее не понравился, но отметить некоторые его нюансы и попытки сыграть на актуалочке я счёл полезным.
Итак, главный герой, риелтор Олег. Режиссёр сериала Пётр Фёдоров характеризует Олега так: это «Шурик наших дней, тоже очкастый тип, такой же лох, Человек Никто, человек из метро, только там они бегали за самогонкой, а сейчас он бегает за спидами». Жизнь Олега сложно назвать удавшейся — изнуряющая и высасывающая все силы ипотека за трёшку в «человейнике», куча других кредитов и займов (в том числе просроченных), жена с хрестозом головного мозга и сын, который нашему герою не особо-то и нужен. Ну вот что человеку делать в такой ситуации, повеситься? Тянуть всю жизнь лямку, как храпящая лошадь? Но нет, не таков наш герой! Олег находит утешение в нюхательных наркотиках и молодой любовнице, вот такой парадокс — денег нет, а наркота и любовница есть. Ещё есть работа, конечно, но на неё после первой серии сценарист забивает болт и больше нам Олега на службе не показывает. Поэтому мы этот малозначительный факт из жизни героя тоже опустим, будем считать так: Олег когда-то кем-то работал, но ему не понравилось.
Однажды судьба преподносит Олегу нежданчик — жена уезжает на все выходные по каким-то своим церковным делам, так что наш герой на пару дней становится почти свободен. Олежа незамедлительно договаривается о случке с подружкой, тырит по этому поводу у своего работодателя кругленькую сумму и отправляется в лес за закладкой, прихватив с собой малолетнего сынишку. Чуете — герой нашего времени, мужчина-добытчик, опора семьи и пример для потомков? Вместо оплаченной им дозы, Олег случайно находит аж целый клад: килограмм отборного кокаинума! Здравый смысл и логика персонажа окончательно отправляются к чертям, и Олег со всех ног летит через ночной лес, прижимая к груди заветный свёрток и стараясь оторваться от погони, устроенной настоящими владельцами клада. Запрыгивает в шеринговую машину, жмёт на газ и счастливо улыбается, даже не заметив, что сын куда-то пропал с заднего сиденья. Счастье у человека негаданно приключилось, имеет право, он же не тварь дрожащая, верно?
Сын Олега, как вы уже поняли, оказывается в заложниках у наркомафии. Вернуть его можно лишь в обмен на килограмм, и наш герой даже согласен на такой обмен, но судьба распорядилась иначе. Олег оказывается втянут в многоходовочку, где он совершит немало преступлений, за каждое из которых в нормальной стране сажают чуть ли не навечно. Он бегает с гвоздомётом наперевес, не забывая дёргать за спусковую скобу, мобилизует бомжей и уголовников на роли кладменов, согласившихся за деньги убивать людей дозами наркоты, замазывает всех своих близких в уголовщине и открывает для себя миры знаменитостей и силовиков, тоже погрязших в наркотиках по самое не балуй. И убивает, постоянно убивает окружающих и самого себя. Во имя чего? Во имя ребёнка, конечно же! Олега так долго водили за нос, что он решил навязать всему миру свои правила игры, а не понравится — может повторить, все сдохнут, а он останется. Мне такой подход героя понятен (не скажу, что близок, но вполне понятен), только вот другие персонажи истории оставили после себя просто кучу вопросов.
Вот это неоднократное оголение Ляли — оно для чего было? Сознаюсь, мне очень нравится созерцать юное обнажённое женское тело, так что я был вовсе не против. Тем более, что там действительно «есть на что приятно поглядеть», как говорил старшина Васьков. Но я привык считать, что все эпизоды картины нужны режиссёру для того, чтобы донести зрителю какую-то свою мысль в виде зрительного образа. Тут каков был посыл, не подскажете? Осмелюсь предположить, что нам хотели показать тяжесть и тернистость жизни в столице девушки-студентки. Мысль не нова, подобное мы видели в картине «Общага» (2020), к примеру, но оставим оригинальность подачи за кадром, тут явно не про это. Отступать девчушке некуда, ведь дома, в родном Захолуйске, её будет ждать общага уже из фильма «Дурак» (2014) — дебелая, нюхнувшая жизни, жестокая и мерзкая. Поэтому цепляться лапками и барахтаться в мутной жиже (голенькой, конечно) ей придётся изо всех силёнок, и этой своей обречённостью персонаж пришёлся мне по душе гораздо больше унылого главного героя или его жёнушки. Осуждать Лялю я не буду, сопереживать ей, впрочем, тоже. Жалко? Ну да, жалко, как и любую другую попрыгунью-стрекозу, прожигающую молодость под ритм «ля-ля». Кода этой мелодии обычно печальна и надрывна.
Или вот этот исполнитель шансона с пробелами в биографии и потрясающими связями в полицейских верхах — он для сюжета зачем? Чтобы зритель сам нафантазировал историю его жизни? Извольте, я попытаюсь. Думаю, что в юности Валерий был дружен с будущим генералом полиции, сыном высокопоставленного чиновника Союза, они вместе даже закопали бутылку портвейна в знак вечной признательности и нерушимого союза. Потом, в девяностые, их пути разошлись: Валерий отправился в тюрьму, а будущий генерал продолжил своё шествие по карьерной лестнице. Не удивлюсь, если Валерий сел в острог как раз вместо генерала, прикрывая друга. Ну, а что — вдруг в те далёкие времена иммунитета от наказания по всей строгости закона не было даже у служителей Фемиды? Сидел Валерий в тепле и достатке, тут уже спасённый друг постарался, писал песни и мечтал о своём тихом счастье. Затем вышел и офигел от изменений, произошедших в обществе, приспособиться к которым Валерий так и не смог. Что остаётся нашему герою? Правильно — продолжать писать песни с рифмами вроде «скука-мука», немножко общаться с выросшей без него дочерью и мечтать о семейном очаге. Нормальная получилась история, как считаете? А для сюжета картины она зачем нужна? Вот и я не в курсе.
И, смею заметить, в сериале «Ласт квест» практически каждый первый встречный персонаж так и остался для меня размазанным по холсту пятном. Папа Петя, декан Ляли, незнакомец Руслан с дедом-лесником — кто были все эти люди, для чего они понадобились режиссёру? Зачем в сериале столько раз назвали имя героя, что я даже в своём эссе повторил «Олег» уже кажется сотню раз? И для чего этот гротеск с невообразимым количеством наркотиков, счёт которого к последним сериям уже идёт на тонны? Я уверен, что такими объёмами может распоряжаться лишь министерство, возглавляемое дядей Лошаком (это от схожести его хабитуса с помесью лошади с ишаком, а не то, что вы подумали) и Машкой-белибердисткой. А управляет распространением дряни другое министерство, да, корочки которого демонстрирует один из персонажей картины. Но при чём тут, нахрен, даркнет и наш герой?! Или эти «аналоговые» отсылки к якобы счастливому прошлому Олега и Лены, по выражению лиц которых я лишь убедился в банальности их залётного брака. Всё предопределено, Большой Брат следит за каждым нашим шагом, пешке по жизни не дано стать ферзём? Грустно, но пусть будет так.
Для меня сериал стал чем-то таким, что пыталось выглядеть, как русский Джон Уик, но нести в себе сокрытую информацию для внимательных пользователей. К сожалению, я распознать эту инфу в потоке спама не смог, поэтому главным запоминающимся кадром стал мятежный голубой пакет, бесцельно рыскающий в потоках ветра. Не придёт к этим героям весна, так и останутся они в заснеженном полумраке пустых дворов и холодящих лесополос, укрывшись от действительности за светящимися дырами окон. Тьма поглощает тела и души, а желание перемен приводит лишь к смерти тебе подобных и новой порции боли, выплёскиваемой в ткань мироздания из глазницы зрителя с вколоченным в неё гвоздём. Тут нет любви, ни к себе, ни к ближнему. Тут нет и не может быть правды. Да и смысла, на мой взгляд, нет. Поступками героя всегда управляют говорящие головы, им сверху виднее. Надеюсь, что когда-нибудь я пойму тот посыл, что закладывали создатели картины в своё детище, но покамест вот не дорос.
Интересный факт
Если верить информации с «Кинопоиска», Пётр Фёдоров в сериале «Ласт квест» стал режиссёром, сценаристом, монтажёром и исполнителем главной роли.
Моя оценка: 5 из 10