«История Лизи» (2021) сериал
«Разговор с собой хорош тем, что нет нужды заканчивать фразу»
(цитата из оригинального романа)
«— Это ваш дом? Раньше здесь жил Скотт Лэндон, знаменитый писатель. «Боевые знамёна», «Голодные дьяволы», «Дочь Коустера»…
— Я не читаю, смотрю телик.
— Значит, телик?
— Да. Впрочем, вас это не касается.
— Конечно. Да, телевизор, великая электронная сиська.
— Что?!
— Я должен был догадаться, у вас же теле-взгляд. В глазах — по маленькому телику. Когда вы открываете рот, я вижу исходящий от телевизора и мерцающий меж зубов свет.»
(цитата из сериала)
Как и подавляющее большинство других писателей, Стивен Кинг частенько описывает в своих произведениях места и персонажей, близким и понятным ему самому. Наверное, именно так и следует поступать людям, доверяя бумаге или интернет-страничке самые сокровенные тайны, рассказывать о которых близким людям в задушевных разговорах попросту опасно. Не поймут, посчитают поехавшим и сдадут в дурдом, в лучшем случае перестанут общаться — вот краткий, но претендующий на полноту раскрытия, список страхов решившихся открыться в своих переживаниях личностей. А жители маленьких городков на севере штата Мэн, так «любимых» Мастером, вообще могут устроить ночной факельный поход к дому так некстати признавшегося в собственных проблемах бедолаги с заранее известным результатом.
Поэтому истории про нестандартного писателя, таящееся за уютными фасадами и палисадниками древнее зло и видения, проникающие из глубин сознания в окружающее пространство, лучше приберечь для более подготовленной публики. Тех, кто понимает, что бояться стоит вовсе не духов или призраков, а обычных людей в не запоминающейся одежде.
Именно они являются переносчиками нестерпимой боли, от которой уже не получится спрятаться, даже свернувшись в клубочек или уйдя в глубины подсознания. «Кобвои из глубокого космоса» способны настигнуть свою жертву в тот самый момент, когда старые раны только перестали кровоточить и гноиться, и досыта накормить демонов в своей голове болью и страданием.
Книгу «История Лизи» Стивен посвятил своей жене Табите, и я склонен думать, что многие события романа произошли не только в воспалённом мозгу автора. Давние поклонники творчества писателя в курсе, что Кинг во времена своей молодости успел вдоволь покуролесить, отдав должное и алкоголю, и психоактивным веществам, и прочим милым шалостям. Про его жену я знаю немного, но уверен, что персонажа по имени «Длинный Мальчик» описала именно Табита, соединив воедино все те пугающие подробности о своём муже, что сумела припомнить.
Итак, история Лизи Лэндон, вдовы гениального писателя Скотта Лэндона. С момента смерти мужа Лизи уже прошло пару лет, но она до сих пор испытывает нестерпимую боль по утрате самого близкого человека. Кажется, это была та самая любовь «один раз и на всю жизнь», о которой принято рассказывать с придыханием и ждать всю свою жизнь любой хорошей девочке.
Старшая сестра Лизи страдает психическим расстройством в тяжёлой форме, поэтому во время очередного приступа её отправляют в специализированное заведение без ручек на дверях комнат и с обитыми мягким материалом стенами. Фантазии сестры напоминают периодические приступы, которые случались со Скоттом, когда он уходил внутрь себя и какое-то время блуждал по просторам внутренней Монголии. Скотт называл это место «мальчишечьей луной», а ещё показал однажды любимой жене, что прячется там, за границей привычного мира.
В дебрях этой «мальчишечьей луны» вольготно раскинулся пруд, где черпают вдохновение художники, писатели и лицедеи. На этот берег приходят восстановить силы, вылечиться и обновиться, просто пересидеть смутное время в относительной безопасности. Но не нужно считать пруд этакой точкой респауна, где зло бессильно, особенно зло личностей, успешно поражённых демонами. Вокруг пруда бродит в чаще Длинный Мальчик, тело которого соткано из выдуманных образов и опустевших человеческих оболочек. Изломанные фигуры на берегу знают об этом, но рассказать не спешат.
В реальной жизни Лизи поджидают не менее страшные опасности, даже фигура Длинного Мальчика слегка блекнет в сравнении с человеческой жестокостью, проповедующей неумолимую и беспощадную кару посмевшим встать на пути. Оставшимися после смерти Скотта дневниками, черновыми набросками произведений и прочим багажом всеми силами пытается завладеть незнакомец, одним своим поведением приводящий в состояние иррационального страха. Он напоминает безумного и смертельно опасного пса, который устремил свой налитый кровью взгляд на жертву и неумолимо сокращает расстояние, выжидая момент для решающего броска.
Редкий для меня случай, когда книгу Стивена Кинга я так и не сподобился прочесть, предпочтя посмотреть телевизионный вариант развития событий. И сразу хочу отметить, что сериал мне очень понравился. Депрессивная тягучая атмосфера постепенного погружения в собственное сознание, запредельно прекрасная атмосфера смерти, пугающе реалистичная картина водоворотов боли и страданий — да, не только писатель Скотт Лэндон был с детства отмечен проклятием. Снято всё прекрасно, актёры постарались выложиться в меру способностей, музыкальная тема подобрана со вкусом, а очищающий поток воды приносит спокойствие. На мой взгляд, одна из лучших экранизаций романов Кинга за последнее десятилетие.
Интересный факт
Стивен Кинг в одном интервью сказал, что роман «История Лизи» является любимейшей книгой из написанных им самим.
Моя оценка: 8 из 10