«Обоюдное согласие» (2022) сериал
«— Я забыла.
— А сейчас резко вспомнила?
— Да, сейчас вспомнила. Вы никогда ничего не забываете, когда вас бьют по голове и насилуют втроём?»
(диалог из сериала)
«— Давние друзья, вместе пили, правильно? Но это всё ничего не значит, это всё не доказать, так что зря всё это. Поезжай домой, отдохни, выспись как следует и забудь всё это, как страшный сон. Ты мне ещё потом спасибо скажешь, поверь.
— Это из-за того, кто они, да? Потому что Доринов и Белов?
— Это из-за того, что ты подашь заявление, а тебя потом затаскают и заполоскают всем городом. Город-то у нас маленький.»
(цитата из сериала)
Не представляю себе (и если уж начистоту, то и представлять не желаю), что именно испытывают жертвы изнасилования и как они попадают в подобную ситуацию. Думаю, тут срабатывает самый распространённый и широко практикуемый во всём мире психологический барьер, который люди самолично устанавливают в своём сознании по отношению к тематике изнасилований. Звучит он просто: с моими родственниками и со мной лично подобное произойти попросту не может, и точка. Наверняка и в вашем окружении кто-то является адептом замалчивания, а может, и вы сами склонны считать изнасилование не преступлением против личности, а малозначительным эпизодом бурной юности. Затихариться в углу под плинтусом, пережить период первичного хайпа и осуждения, да жить себе дальше как ни в чём не бывало — вот проверенный временем универсальный рецепт, который выдают жертвам насилия по первому требованию (или даже без оного) сердобольные мимокрокодилы.
Ну вот, к примеру, самый банальный случай из повседневной жизни: девушка надела красивое платье, отправилась на вечеринку, перебрала с алкоголем и в итоге переспала со всеми желающими против собственной воли. Сама ведь напросилась, верно? Или другой случай: парень нарядился в цвета любимой команды, отправился на стадион поболеть за своих, не справился с выпивкой и по итогу отдался фанатам другой команды против собственной воли. Опять же — сам напросился, да? Или второй случай я нагло выдумал и в скрепной Россиюшке такое попросту невозможно? Выложенные в сеть записи из мест не столь отдалённых утверждают обратное, да и глубинный страх юных особей перед сугубо мужскими коллективами, вроде армии или воскресной школы, возник не на пустом месте. Так что в данном случае срабатывает тот самый принцип «не может быть», который я привёл в предыдущем абзаце — брехня это всё, и точка!
Ладно, оставим фантастичность второй ситуации на моей совести и вернёмся к первой, с девушкой в красном платьице и группой возжелавших немедленно сношаться животных. А что может сподвигнуть жертву попытаться отомстить своим мучителям и доказать их вину — чувство собственного достоинства, страх перед будущим или просто боль? Как мне кажется, основная волна боли приходит не в момент пенетрации и даже не при избиении жертвы насильником, хотя полностью отвергать физические страдания несчастной тоже будет неправильным. Но полный и беспросветный ужас наступит позднее, когда изнасилованная собственными друзьями или даже родственниками девушка обратится за помощью в соответствующие учреждения. О, это сладкое и дурманящее голову ощущение, что избили и трахнули в этот раз не тебя, а эту выскочку и недотрогу… Зовите прессу скорее, сегодня в клубе будут танцы!
Да, замалчиваемая и скрываемая от посторонних глаз злоба имеет свойство аккумулироваться, чтобы прорваться потом безобразными гнойниками. Копится, родимая, переполняет и без того не особо вместительные сосуды разума маленьких незаметных людишек, плещется наружу в грязных семейных ссорах и кровавых потасовках за лишнюю сотку земли в дачном кооперативе. Да и как иначе может быть в странном приморском городке, где, кажется, половина жителей ежегодно отмечает день рождения своих умерших родственников или друзей. Где правило «бьёт — значит любит» находит искренние поддержку и понимание со стороны обитателей, а сильным мира сего прощается всё на свете и даже больше. Где истории о честном и неподкупном правосудии давно перешли из разряда детских сказок на ночь в категорию страшилок для взрослых. Ну что, заглянем и мы в этот мирок, поворошим грязное бельё местных жителей?
Вернувшаяся недавно в родной городок из Москвы школьная учительница Аня обращается в полицию, где пишет заявление о групповом изнасиловании. Сие действо произошло на яхте одного из «отцов города», где группа приятелей отмечала день рождения своей безвременно покинувшей этот мир подружки Алины. Алкоголь эту компанию расслабил настолько, что вторая присутствовавшая на яхте девушка (а по совместительству, жена «отца города») оказалась запертой в каюте, а Ане пришлось испытать на себе заряд энергии троих друзей. Не подумайте, что я ёрничаю или издеваюсь над жертвой, мы сейчас смотрим детективную историю, поэтому внезапные повороты сюжета вполне возможны.
Доблестные полицмейстеры тут же берутся за свою привычную работу — отговаривать потерпевшую писать заявление, при этом мягко и ненавязчиво угрожая уголовным преследованием уже самой жертве насилия и со знанием дела описывая всё то, что с несчастной Аней сделают на зоне. И да, всё это во имя спасения чести и достоинства гражданки, а как же иначе? Все, кому довелось на собственной шкуре испытать подобное психологическое давление со стороны правоохранительных органов, кивнут со знанием дела и в очередной раз произнесут ставшими сакраментальными фразы о качестве работы этого министерства. Лишь собирающийся на пенсию по возрасту следователь Виктор почему-то решает помочь Ане, но карта убелённого сединами Шерлока легко кроется должностью и статусом подозреваемых.
Как и в любом уважающем себя детективе, или даже отчаянно старающемся казаться детективом фильме среднего пошиба, развязать весь противоречивый клубок характеров и поступков персонажей получится лишь в последней серии, да и то если зритель не бросит просмотр на середине истории. Я уверен, что для криминальных историй с несколькими десятками персонажей формат мини-сериала подходит практически идеально: сильно надоесть зрелище не успевает, а времени раскрыть все козыри у создателей становится гораздо больше, нежели в обычном кино. Тот же мини-сериал «Björnstad» (2020) со схожей тематикой показался мне достаточно сильным и эмоциональным, а в сериале «Обоюдное согласие» проглядывалась русская история маленького и кажущегося всем слабым человека, который оказался способен на сильные поступки и неожиданные ходы. Нравится мне, когда зло оказывается повержено, пусть даже и в фантастическом мире широкоформатного экрана.
И да, в итоге получилось очень неплохо. Манера съёмок с использованием свободно плавающей камеры, нелепых подчас ракурсов и расфокуса при максимальном зуме, может запросто отпугнуть или заставить рефлекторно выключить этот псевдо-документальный рассказ. Возможно, это фирменный приём незнакомой мне досель режиссёрки, или просто творческая группа сидела на грибах и крокодиле, но для разнообразия пойдёт. Уровень актёрского мастерства многих персонажей тоже не превышает среднюю температуру по больнице, так ещё и нарочито оставлены при монтаже все оговорки и невнятный бубнёж героев на камеру. Сцену секса двух полицейских вообще можно демонстрировать с пометкой «да, дети, так тоже бывает» особо возбуждённым подросткам с целью унять генитальный зуд на несколько дней или даже недель, настолько он непригляден. Вопрос в картине поднимается важный, только вот продемонстрировать своё мастерство не смогли ни актёры, ни создатели. Впрочем, а была ли вообще такая цель? Тема сисек раскрыта полностью, а о смысле пусть думают другие зрители, без заготовленной пачки салфеток рядом с пультом.
Интересный факт
Места съёмок — Москва и Крым.
Моя оценка: 7 из 10