«Наркокурьер» (2018)
«Nobody Runs Forever»
(слоган фильма)
«— А ты по-прежнему весь в цветах?
— Да.
— Ты знаешь, я никогда не понимала, как можно тратить столько времени и денег на эти цветы.
— Это любовь. Они ведь уникальные, цветут всего один день и умирают. Они заслуживают и времени, и сил.
— Как и твоя семья.»
(цитата из фильма)
Наркоторговля уверенно входит в первую пятёрку самых прибыльных занятий в большинстве стран мира, уступая лишь фармбизнесу и торговле людьми. Даже в России доходы наркоторговцев начали приближаться к показателям РПЦ, уверенно обгоняя торговлю оружием и штрафодобывающую промышленность, ибо все эти пистолетики, самолётики и НДС — вчерашний день. Человек слаб, поэтому самостоятельно и с нескрываемым удовольствием подсаживается на синтетическую дрянь, принося постоянный доход своему дилеру, а следовательно, и всей цепочке наркокартеля. Чтобы понять маржинальность такого занятия, достаточно оценить стоимость килограмма кокаина в стране произрастания и в стране потребления. Горячие новости — цель оправдывает средства, практически любые.
Меня давно интересовал вопрос, как в этот криминальный до мозга костей бизнес попадают посторонние люди? Принадлежащие картелю по праву крови — понятно, ставшие торчками мелкие пушеры — тут ещё логичнее, а вот совсем посторонние? Как бы они ни ссылались на совпадение, отсутствие информации о своих работодателях на бирже труда и прочих «я вообще ни сном ни духом», ну вот не верю я в их невиновность. Всё они прекрасно знали и понимали, и причину размера вознаграждения, и глубину ответственности за совершённые деяния. Мне кажется, они просто не любили людей, поэтому готовы были делать такие вещи. Или не умели любить, в особенности самих себя, а уже потом всю эту веселящуюся толпу.
Главный герой основанного на реальных событиях фильма «Наркокурьер» (ну, или «Мул», если вам так покажется точнее), как раз из категории таких людей, не умеющих любить никого вокруг и просравшими всё на свете, включая собственную жизнь, карьеру и семью. Кого-то точно возмутит такая дерзость моей формулировки, но скажите, Эрл Стоун действительно достоин сострадания? Он всю жизнь пытался быть там, где он чего-то стоил, а не дома, в котором ощущал себя неудачником. Где-то там его всё устраивало, он не желал меняться и не видел даже смысла перемен, необходимость которых осознал лишь на финишном отрезке своей жизни.
Как убийцы возвращаются на место преступления, так и бывшие влюбленные приходят во дворы домов, где кого-то любили. Эрл тоже приходит к своей семье, но только после осознания своей никчёмности и ненужности в мире лилий, селекции которых он посвятил всю жизнь. А что ждёт его дома? Бывшей уже жене он не нужен, дочь не может простить за его отсутствие на свадьбе, когда Эрл предпочёл тусить в баре с участниками очередной лилейной конференции, чем довести собственную дочь до алтаря. Лишь внучка искренне рада видеть деда, но тут возникает новая проблема — Эрла гнетёт факт, что ему нечего подарить на праздник единственному существу, которая его любит и не скрывает этого.
Боль — причина перемен, и Эрл готов к переменам. Случайный парень с внучкиной помолвки, откуда деда прогнали чуть не ссаными тряпками, даёт Эрлу номер телефона какой-то компании, которой нужны услуги перевозчика. За свою долгую жизнь главный герой исколесил почти все штаты, умудрившись не получить ни единого штрафа даже за превышение скорости, поэтому он соглашается без раздумий. А выполнив первую поездку и оценив щедрость вознаграждения своих работодателей, почти без раздумий соглашается на новый рейс.
Иствуд просто великолепен как в ипостаси главного героя, так и в кресле режиссёра. Эрлу Стоуну в его исполнении сразу же хочется верить и сочувствовать, лишь заприметив знакомый прищур на дублёном всеми ветрами лице, сеть морщин которого напоминает карту автомобильных дорог Алабамы. Он ведь такой милый в своём стремлении сделать дорогой подарок внучке на свадьбу, помочь с ремонтом клуба ветеранов и помириться наконец с бывшей женой. Только вот Клинт Иствуд воробей стреляный, поэтому персонаж Эрла вовсе не так прост и мимишен, как может показаться на первый неискушённый взгляд.
Как вам его фраза, сказанная темнокожей семье, у которых спустило колесо? Я понимаю, что Россия ещё очень далека от толерантности и терпимости, поэтому попробую переиначить ситуацию на местный лад. Представьте: в автомобиле семейной пары из Чечни спустило колесо, а остановившийся им помочь русский дед глубокомысленно изрекает: «давайте решим вашу чернож*пую проблему». А теперь расскажите мне, что это только в Америке проблемы с расизмом, терпимостью к ближним и прочей наносной шелухе. Что характерно, Иствуду прощают даже такую выходку, ведь этот Стрелок один, и больше таких не делают. Убелённый сединами старый тролль, воспламеняющий сердца и взрывающий пердаки.
Если говорить про актёров фильма «Наркокурьер», мне ещё очень понравился Брэдли Купер, сыгравший роль сотрудника отдела по борьбе с наркотиками Колина Бэйтса. Он честный и умелый коп (или специальный агент, я плохо разбираюсь в градациях ищеек), он качественно делает свою работу и готов на всё, чтобы добиться результата. И только столкнувшись со взглядом Эрла, Колин понимает глубину пропасти между ними, и просто поджимает хвост. Эрл осознаёт всю свою вину и не бежит от расплаты, он знал, на что шёл и чем рисковал. Колин не винит его и не одобряет, от просто выбит из седла точным выстрелом серых прищуренных глаз. Браво, Клинт Иствуд, не останавливайтесь, пожалуйста!
Интересный факт
Оригинальное название картины — «Мул». Так называют людей, незаконно перевозящих наркотики, но которые не собираются их продавать. Их могут заставлять или обманывать, платить им, а иногда они «blind mule» — люди, не подозревающие о том, что везут наркотики.
Моя оценка: 9 из 10