«Мёртвое озеро» (2018) сериал
«Не буди силы, которых не понимаешь»
(слоган сериала)
«— Ребята, вы слышали что-нибудь про Дину Кобрину: барышню, которую убили у стелы?
— Слышь, барышня у тебя в штанах, понял?!
— Я что-то не так сказал?
— Они с Хундом тусили одно время, он ей последнюю песню посвятил.
— «Целка»?…
— «Девочка-волк»!»
(цитата из сериала)
Пожалуй, именно в Заполярье истинно русский человек получает долгожданную возможность смыть с себя тонкий слой налёта цивилизации и оторваться на полную катушку, прикрывая это всё якобы глубокомысленной фразой «тут вам не равнины, здесь климат иной». Можно поклоняться любой оккультной чуши, при желании хоть кровавой богине Кали, ведь представители церковного шоу-бизнеса в чёрных платьишках и с толстенными золотыми цацками в такую глушь и хмарь не ездят, а значит, и ачивку «оскорбитель чувств верующих» тебе вручать попросту некому. Можно копать из-под земли бывшее «народное достояние» и распоряжаться им по своему усмотрению, попутно устраняя конкурентов и выстраивая запатентованную рабовладельческую систему, деваться-то людям из этой провинции особо и некуда. Можно под настроение даже устроить маленькую персональную Бучу, вырезав пару десятков подвернувшихся тебе под горячую руку симпатичных девиц, которых доблестная полиция оформит впоследствии как «без вести пропавших». Ну, а что — вестей-то от них с того света не поступало покамест, так что всё по закону: нормы соблюдены, мораль не пострадала.
Главное в этом деле — найти подходящий маленький городок, тысяч этак на двадцать населения, чтобы про твои проделки не унюхали крупные столичные хищники. А дальше процесс пойдёт как по маслу: опутываем всех мало-мальски значимых людей в городе своей паутиной, замазывая их в своих грязных делах по уши с помощью подкупа или шантажа, и живём себе припеваючи. Будут, конечно, и слабые протесты от недовольного своей участью быдла, но кого всерьёз заинтересуют выкрики этих жалких людишек? Дать им иллюзию свободы, закрыть глаза на пару преступлений и прочей мерзости, сунуть в ощеренную пасть шмат окровавленного мяса на кости — да они ещё гордиться будут своим начальством и «нордической» геолокацией, песенки сочинять про красоты Заполярья да приезжим свой краеведческий музей хвастливо демонстрировать. В маленьких городках масштаб накала страстей порой тоже бывает нехилый, Стивен Кинг не даст соврать, да и мистика пополам с человеческими зверствами прёт наружу, как дерьмо по весне. Только есть нюанс: в маленьких городах Кинга все события происходят исключительно в головах писателя и читателей, тут же всё взаправду, выгляньте в окно или почитайте местный паблик, если не верите.
Вот и в маленьком городке Чангадан, типовые пятиэтажки которого по самые крыши засыпаны снегом и безнадёгой, страсти разгорелись нешуточные. Вообще, с названием этого города связана одна очень интересная история, но помнят её лишь хранительницы местного музея, так что опустим за ненадобностью. Русские в эти края пришли уже давно, поработив коренных жителей и постепенно превратив их в алкоголиков и браконьеров, а сами начали добывать уран и продавать его за хорошие деньги иностранцам. Деньги и впрямь хорошие: даже подъёмник на местной горе строила не местная дешёвая рабочая сила, начальником полиции брезгливо именуемая «аборигенами», а рабочие из Финляндии, которые за бутылку водки и банку кильки уж точно работать не будут. Так и возникло местное градообразующее предприятие с древним славянским названием «Ураникум», выщелачивая из земли уран и даже немножко делясь барышами со своими сотрудниками. Да-да, не удивляйтесь — директор «Ураникума», Юрий Михайлович Кобрин, управленец от Б*га, чутко воспринимающий настроения народа и точно знающий, когда кнут нужно временно сменить на пряник.
Понятное дело, что без коррупции дело не обошлось, да и обойтись не могло. Мэром города назначена какая-то женщина, которая за весь сериал два раза выступит с речью, причём первый её спич будет на похоронах Дины, дочери Кобрина, а второе выступление буквально можно охарактеризовать словами «отвал башки». Да, Дина Кобрина в первой же серии найдена мёртвой при весьма странных обстоятельствах — на лютом морозе, в одном нижнем белье, у подножия стелы «героическим покорителям советского заполярья». Всё указывает на ритуальное жертвоприношение, а русские обычно не признают наличия у себя таких склонностей, так что факельное шествие с автоматами наперевес к чумам и ярангам коренных народов севера лишь вопрос времени. Но девяностые годы вроде как ушли безвозвратно, так что Кобрин делает важный звоночек наверх и заказывает аж из самой Москвы лучшего в стране сыщика по всяким непонятным делам Максимлеонидыча, специальным самолётом заказывает, чтобы не повредить при доставке.
Описать вышеупомянутого Максимлеонидыча можно всего парой слов — это Цыганов. Помните фразу, что «всё на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян»? Фотографию данного персонажа можно смело лепить рядом с этой цитатой, впрочем, как и почти любого героя Цыганова из его многочисленных работ в кино, но я отвлёкся. Итак: смертельно больной следователь-суицидник, название болезни которого и упомянуть-то совестно, настолько она страшна и неизлечима, прилетает на помощь местной полиции, дабы изловить душегуба. Попутно следователя будут терзать видения и припадки, но в этой стране в полицию всегда набирают самых достойных, а Максимлеонидыч из них лучший, так что всё норм. Не Митя из «Утомлённых солнцем 2», конечно же, но по причине помешательства режиссёра «великой картины о великой войне» тоже сойдёт на ура. Тем более, что от него сериалу «Мёртвое озеро» достался куда более ценный подарок: Надежда Михалкова, старательно изображающая из себя актрису, хоть и получается покамест не ахти.
Первым делом следователь отправляется в отделение местной полиции наводить шороху, где за потрясающую способность говорить банальные и очевидные фразы с максимально отстранённым от реальности видом получает своё почётное звание «Капитан Очевидец». Начальник полиции живёт ничем не примечательной жизнью: крышует бандитов, увлекается охотой (ну а чем же ему ещё увлекаться, не работой же), а в его кабинете на самом видном месте висит чучело глухаря. Если вы не в курсе, «глухарь» — это не только птица, но и жаргонное название уголовного дела, которое не будет раскрыто никогда, причины роли не играют. Символично, правда? Из сотрудников полиции мне запомнился смешной и наивный парень Паша, мечтающий сменить местную прописку на московскую, где «настоящая жизнь». Как этот мальчишка попал в полицию, непонятно в принципе, ведь его коллеги ну вот ни капли не похожи на это чудо-юдо, а скорее напоминают остепенившихся бандитов или узаконенных садистов. У них в отделении даже пыточный конвейер с электрическим стулом имеются, ведь «глухари» хоть и хорошо оплачиваются, но иногда и начальству нужно давать статистику, а люди под пытками признаются в преступлениях быстрее и охотнее.
Дальше наш главный герой с незажившими ранами от бритвы на запястьях едет знакомиться с Кобриным, отцом убитой Дины, и начинает постепенно погружаться в омут этого мёртвого озера, где многие обитатели напоминают людей с рыбьими глазами, тупо и размеренно пожирающих себе подобных. Следует отметить, что в сюжете припасено достаточно крючков для ловли самой разнообразной потенциальной аудитории: есть занятные детективные истории о собственно расследованиях преступлений и ловле маньяка на живца из заполярных проституток, есть полумистические сцены с гадалкой или духом непонятного происхождения, есть драматическое противостояние провинциального журналиста и директора добывающей компании aka «Давид против Голиафа». Даже сцены секса имеются, но тут я бы посоветовал обратить внимание лишь на прекрасную Александру Ребенок, остальные участники соитий сильно на любителя. Неплохой список ингредиентов, согласитесь?
А вот реализация сериала оставила меня в смешанных чувствах. Некоторые актёры, вроде Смолякова или Шрайбера, со своими ролями справились прекрасно, но зато игра других вызывала желание отвернуться от экрана. Нордический саспенс меня не привлёк совсем, хотя другие схожие российские сериалы на мистические темы, типа «Территория» (2020) или «Топи» (2021), зашли почти на ура. Размышления на темы вроде «это не болезнь, а путь» или «люди должны знать лишь то, что им разрешают знать» вообще вызвали чувство внутреннего дискомфорта, слишком уж они перекликаются с нынешним состоянием одной обезумевшей от потока античеловеческой пропаганды страны. А музыкальная тема про какую-то «курарачабану», что бы ни значило это сочетание звуков, вызвало рвотный рефлекс, хотя в целом саундтрек мне скорее понравился. Ну и вопрос напоследок — а собственно «мёртвое озеро»-то где? Если взять того же Стивена Кинга, не к ночи будь упомянуто его литературное наследие, в сериале «История Лизи» (2021) озеро имеет очень большое значение, а тут оно в названии указано и на этом всё. Может, это просто один из русских олигархов решил потешить свою кормовую базу, сняв сериал про реально существующий городок где-то на северах? Так или иначе, это новое блюдо с названием «дохлый мент под соусом до хрена проблем» явно не довели до ума, но кому-то понравится и такая духовная пища.
Интересный факт
Пилотный эпизод снимался за полярным кругом. Съёмки прошли в 2017 г. в городе Кировск Мурманской области, у подножья Хибинских гор и на берегу озера Большой Вудъявр.
Моя оценка: 6 из 10