«Многоэтажка» (2022)
«— Одни несчастья с нашим подъездом»
(фраза управдомихи)
«— А если у нас в подъезде маньяк живёт?! Мне такое коллеги по отделу рассказывали…
— Да у нас вроде все приличные люди.
— Это вам так кажется, за каждым приличным — целый шкаф со скелетами. Хороших людей не бывает, бывают недоизученные. Чё ха-ха?! Вот девочка найдётся и очень мы все удивимся, где она была. А это, между прочим, подсудное дело!
— Ой, ну вы так говорите, как будто прямо знаете, где она.
— Я так говорю, потому что у меня опыт большой. Дыма без огня не бывает.»
(цитата из фильма)
Если человек искренне хочет донести до слушателей или зрителей свою мысль, ему частенько приходится прибегать к различным уловкам и упрощениям. Согласитесь, тяжело порой читать переполненные непонятными словами тексты, учебники или статьи из Википедии. Ну не коррелируют они ни в какую с уже накопленным багажом знаний простого человека, не дзынькает где-то на пороге осязаемого звоночек сопричастности, не возникает этого воздушного мостика взаимопонимания между углубившимся в частности автором и потребителем его стремительного потока мысли.
Вот поэтому и прибегают порой действительно хорошие творцы к разжёвыванию материала, чтобы зрителю было легче впитать ложноножками этот полезный для мозговой деятельности питательный бульончик. Украшают замысловатыми финтифлюшками из сравнений и ассоциаций, добавляют сочности хлёсткими словечками и хрустящими на зубах гранитными терминами, подогревают на огне до появления запаха жареных фактов и сверху водружают интригующий ароматом заголовок, способный вызвать непроизвольный кликбейт даже у закостенелых в цинизме начитанных граждан. Иначе откажутся эти так и не повзрослевшие детишки от угощения, воротя нос от сухих таблиц и требуя чего-нибудь вкусненького, и можно без хлеба. Так и мимо кассы пролететь недолго, а творцы, как ни странно, тоже любят вкусно и регулярно питаться, причём ежедневно.
Одним из способов показать что-то большое является его уменьшение до малых масштабов, легко укладывающихся своими габаритами в границы фантазии зрителя, этакий глобус на подставочке из базисных знаний. Зачем несколько дней кряду рассказывать человеку все перипетии и сложности подготовки профессиональных спортсменов, если можно сразу включить бой двух поджарых мужиков на ринге под одобрительное улюлюканье толпы? Наш — в красных труселях, враг — в синих, информационная подготовка проведена, знай наливай да пей!
Или социальные проблемы многонациональной страны, раздираемой изнутри противоречиями, безысходностью и повсеместно прорастающей злобой на весь остальной мир вокруг — вот как его показать в полной мере? Да легко, уменьшив сцену до размера подъезда отдельно взятого человейника. Потенциальный зритель как раз в таком и проживает уже лет этак много, с гадящими в лифте обамами знаком лично, так что мимо подобного кинокорма уж точно не пройдёт.
Думается, что именно так рассуждал режиссёр картины «Многоэтажка», пытаясь донести свой посыл аудитории. Больше половины типажей я узнал с ходу, постоянно одёргивая себя в желании ткнуть пальцем в экран и возопить: «О, зырь, это ж Данька из шестьдесят шестой!» Самопровозглашённая старшая по подъезду, про обнуление сроков правления которой язык не повернётся спросить даже у избивающей жену десантуры, тоже покажется знакомой, хоть и не родной.
А дед-параноик, постоянно вызываемый на работу из его уютного бункера и находящийся в перманентном психозе от воображаемого приближения страшных «этих», никого вам не напоминает? А уютная обитель страдающих от женского одиночества мамы и дочки, способных вызвать взрыв фантазий в воспалённом мозгу любого холостяка, не напомнила вам аналогичную парочку из фильма «Сломанные цветы»? Серые будни в декорациях облезлых обоев (кроме убежища уже упомянутой мной парочки, конечно же), непременная водочка на ужин и завтрак, телевизор, тахта и скандалы — добро пожаловать домой!
Не дождался воскресный папа дочку с занятий по танцам, принял на грудь стакан-другой и уснул в ванне. Жизненный случай? А то! Он на работе людей спасает, хоть они и мудаки все с рождения, поэтому имеет полное право культурно отдохнуть и расслабиться. А дочь взяла и не пришла, хотя в подъезд входила, тут камеры зафиксировали чётко, только потом след теряется. Пошёл отец искать по соседям помощи да сочувствия, а они, сволочи, оказались как на подбор подлецами да негодяями. Ну вот как с такими жить бок о бок простому русскому человеку? Приходится для порядка и дверь соседу поломать, и нос разбить, и скандал учинить при непосредственном участии почтеннейшей публики. А та и рада такому концерту, хоть и не Масленица на дворе, но спалить чего-нибудь или кого-нибудь уже давно хотелось.
Создатели картины постарались на славу, напихав в сюжет актуальных повесточек и расставив нужные акценты для болезненных уколов совести самых эмпатичных зрителей. Досталось даже национальному вопросу, достаточно вспомнить парня нерусской внешности, вторжение в квартиру которого для демилитаризации до кровавых соплей неминуемо. «Ещё щурится тут, падла! Девчонок русских насиловать удумал?! Эта привилегия только православнутым положена по статусу!» Но мне больше запомнились пустые глаза, в которых не было ни капли сожаления, лишь нездоровый интерес к чужой боли и страданиям. Предыдущим опытом Антона Маслова были «Вампиры средней полосы», в этом фильме мало что поменялось, лишь канули в небытие комедийные моменты и хорошая актёрская школа. На один раз пойдёт, для дебюта вообще хорошо. И помните заветы эМЧеэС — «при пожаре спасайте украшения и зомбоящик»! А совесть, любовь, здравый смысл и будущее пусть горят, нам не жалко, можем повторить.
Интересный факт
Фильм является полнометражным дебютом режиссёра Антона Маслова, некоторые зрители могут знать его по сериалу «Вампиры средней полосы» (2021).
Моя оценка: 6 из 10