«Общага» (2020)
«Эй, вставай! Допекло до донышка.
Знать пришло время взбудоражиться.
Выбьем дверь, там снаружи солнышко.
Выйдем все, мало не покажется.»
(стихи из фильма)
«— Когда моя очередь на вселение подошла, я в вашу комнату и попал. И вот я думаю — а если бы я остановился шнурок завязать? А если бы дождя не было? Я бы, наверное, жил с кем-то другим. Мы бы с вами даже и не познакомились. Получается, я думал, завязать ли мне шнурок, а в этот момент моя судьба решалась. Это очень страшно, делать самый важный выбор вслепую.»
(цитата из фильма)
В середине девяностых годов прошлого века, когда я сам постигал прелести студенческой жизни, большинство общаг моего города напоминали серые гробики, положенные на бочок или гордо воткнутые на попа. Утром и вечером они бурлили жизнью, как растревоженные муравейники, а ночью светили россыпью желтоватых огней и пугали случайных прохожих буйством выходок постояльцев. Лишь общежитие для иностранных студентов могло похвастаться россыпью спутниковых тарелок на южном склоне, двухместными комнатами и отремонтированными кухнями и туалетами.
Для молодых граждан и гражданок российской глубинки обычно список предлагаемого сервиса был куда как проще — двухъярусные кровати с панцирной сеткой, душевая на первом этаже, где нужно было ловить наличие горячей воды, и общие туалеты разной степени чистоты. Именно в общаге я впервые воочию увидел синдром вахтёра, там почувствовал словосочетание «прокуренная насквозь комната», в ней познакомился поближе с людской мерзостью. Подобные картинки часто размещают в пабликах вроде «Эстетика еб*ней», изменений практически нет, если не брать в расчёт пафосные учебные заведения и бурсы для будущих верных псов режима.
Вообще, общежитие достаточно сакральное место для многих людей, ведь в этих обшарпанных стенах проходят годы, которые многие бывшие студенты впоследствии назовут лучшими в своей жизни. Мы приходим в новую жизнь, имея за плечами лишь школьный опыт, который тесно завязан на родительскую заботу и веру в непременно чистое и светлое будущее. Мы пытаемся притворяться какими-то другими людьми, гораздо более умными и интересными, чем являемся на самом деле, чтобы узнать, кем мы станем в дальнейшем. В наших карманах звенят тысячи ключей от великих тайн и всемирных секретиков, глаза светятся молодым задором, а схватки с ветряными мельницами на ежедневной основе воспринимаются как суровая необходимость.
Стены общаги видели такое не раз, и увидят ещё не раз. Эти зеленоватые уродливые грани, от которых веет холодом, молча наблюдают за творящимися в их катакомбах событиями, не пытаясь вмешиваться. Им чужды перемены, как внутренние, так и внешние, поэтому на всех реформаторов и пытающихся обнаружить истинный смысл жизни молодых философов стены оказывают единственное доступное для них влияние. Они давят. Перетирают в фарш мечты и побуждения, сминают наносной лоск воспитания и культуры, принимают на себя ярость кулачков озлобленных на жизнь постояльцев. И продолжают давить, выполняя свою древнюю функцию: обучать молодых уму-разуму.
Действие картины «Общага» переносит зрителя в начало восьмидесятых. Обычная студенческая общага Свердловска, комната на троих студентов, в которой живут почти выпускники Игорь и Ваня, компанию им составляет первокурсник Забела. Ваня пишет стихи и много часто пьёт, Игорь красиво и успешно ухлёстывает за симпатичными девушками, а Забела просто наивно радуется новообретённым друзьям. Посещающие комнату ребят Нелли и Света завершают список этой студенческой компании, коротающей временной промежуток между окончанием семестра и началом сессии.
На одной из вечеринок Забела отправляется на крышу общаги, ключ от которой ему подогнал Игорь, порекомендовав это место для одиноких медитаций. По пути на крышу Забела видит, как в комнату одной из девушек ломится муж комендантши Ренат, в возникшей потасовке парень получает от насильника по лицу. А утром эта девушка шагает вниз с крыши общаги, которую забыл закрыть на ключ Забела. Непременный студсовет постановляет изгнать из общаги всех пятерых постояльцев, что для иногородних студентов равнозначно приговору, ведь на съём квартиры денег у них попросту нет. Приходится ребятам искать другие способы получить заветное койко-место, отпускать своих подопечных общага не спешит.
Замечательный фильм, случайно попавший мне на глаза в списке топовых раздач одного из трекеров. Как оказалось, снимали эту картину по мотивам произведения, лишь переделав концовку и добавив мрачной безысходности. Нет больше никакой Общаги-на-Любви, в которую заселяют без ордера мятежные души, осталась лишь Общага-на-Крови, где молодые люди корчатся от боли в бессловесных стенах. А стены — что стены? Если бы эти стены могли говорить, уверен — они бы промолчали.
Искавшие в этой картине весёлости сериала «Общага» или легковесности «Эллен и ребят» остались с носом, поэтому закономерно выплеснут свою ярость в комментариях, будьте готовы. Фильм намеренно сделан так, что разбередит душу многим зрителям, которые окажутся способны высидеть до конца зрелища. Пердак полыхнёт и у совкодрочеров, и у ностальгирующих по своей молодости мальчишек и девчонок категории «сорок с хвостиком». Многие сочтут сюжет устаревшим, неправдопобным и высосанным из пальца. А меня он всколыхнул и заставил задуматься, подобно услышанным в юности песням Башлачёва. Видимо, подходит время колокольчиков.
Интересный факт
В основу сценария картины легло произведение Алексея Иванова «Общага-на-Крови». Часть книг Иванова уже экранизировалась, это фильмы «Географ глобус пропил», «Тобол» и сериал «Пищеблок».
Моя оценка: 8 из 10